Наступает время исторического покаяния в отношении к народной
медицины, ее истоков и значения как прикладного (чисто лечебного и профилактического), так и широкомасштабного значительного пласта общей культуры и медицинской
науки украинского народа. Национальное выздоровление слишком сложная, ежедневная и длительная работа. Инфернальное колониальное
иго, которого получила наша земля в течение многих веков, непоколебимые большевистские догматы и
социалистическое «слияния наций» уничтожали украинскую культуру,
нацию, народ, этнос, держали его огромные духовные силы в тюрьмах без движения, не давали возможности выделяться. Это те детерминанты, которые тяготели темными облаками над малейшим движением души и тела затравленного украинца, преобразованного в хохла, малоросса, «инородца», другими словами — в бесправного, бессловесного раба. Или, как
провозглашала лживой в мире пропаганда,— «свободного
гражданина великой страны Советов».
Критерии национального здоровья и благосостояния не можно помечать «рогом изобилия» пищевых продуктов
(которых при советской действительности, правда, никогда не было) количеством чугуна, стали, угля на душу населения. Трагедия нашего народа заключается в первую очередь еще и в том, что, потопив в крови шаткую украинскую государственность
1917-1920 годов, большевики воплощали в жизнь на нашей земли античеловеческие, иезуитские Марксу догматы, о которых так откровенно и искренне, с поистине пророчески-научной ясновидностью предупреждал и предостерегал И. Я — Франко, который, как писалось в лицемерных «трудах», близко стоял к
марксизма, но до конца его не понял.
Прокрустово ложе большевистской идеологии обозначило определенный круг понятий и действий, при нарушении которых начиналось тотальное физическое и моральное истребление интеллигенции, наследственной хозяйственности, художественно-художественного ремесленничества, этноса, своеобразного национального искусства, тысячелетних традиций народа. Разве не показателен факт, когда по приказу «вождя всех народов» были организованно собраны кобзари Украины — рапсоды нашей земли, а уже домой никто не вернулся. Древняя этнокультура разрушалась воплями. Эта всеобъемлющая оптика народного видения безграничного мира вдруг оказалась в стагнации краткого курса ВКП(б). Грязный мир, что окружил человека, с его перерождениями посягательством на наследственную собственность, из зависти, подкупами, кознями, клеветой, доносами поставь национальным Освещением. Единственно неповторимая целостная культура, ее архивы, ее живые творцы и носители уничтожались часам и дням. И куда уж тут было поднимать какое-то даже незначительное вопрос из народной медицины, истории и археологии, когда оно касалось глубин своеобразного нрава, характера, этноса, а, значит,— «национализма». Воцарилась «самая передовая в мире советская идеология и наука с постановлениями ЦК КПСС «Об улучшении медицинского обслуживания в СССР», которые тиражировались почти что — каждые 2-3 года, но объективного статистического анализа здравоохранения’я не имели и прежде всего не предусматривали краеугольного камня — финансирования, кроме разве шумихи в средствах массовой информации.
Таким образом, критерии национального здоровья нельзя определить вымышленным благосостоянием, полезными ископаемыми или изделиями тяжелого машиностроения на душу населения, количеством коек и врачей на 10 тысяч населения. Критерии национального здоровья залегают в гармоничном сочетании настоящего благосостояния и духовного величия народа, который рождается, живет, учится, работает, Наследственно продолжает дело своих предшественников на своей земле, в кругу своей культуры, языка, высокой общей духовности. Вспомним, что только за нашей суток были синтезированы многочисленные группы антибиотиков и сульфаниламидных препаратов для лечения патогенной
группы кишечных инфекций сальмонелл, дизентерии, паратифов А и В, брюшного тифа. А вот в народной медицине
достаточно успешно (как доказала это официальная медицина) применялась
на протяжении тысячелетий такие надежные средства против
Названных недугов, как корни с корневищами лапчатки прямостоячей, кровохлебки лекарственного и гравилата городского, дубовые галлы или корни герани луговой. И здесь подобает напомнить, что народная медицина — слишком сложный пласт науки, культуры и мудрости для постижения
и полного интеллектуального и чувственного понимания ее
сущности, а тем более для применения ее многочисленных средств с Лечебной и профилактической целью. Хочется
здесь вспомнить о информационный бум дилетантизма, связанный с пропагандой и применением отдельных лекарственных растений или вообще фитотерапии. Об этом можно узнать
из тех многочисленных газетных сообщений, очерков, статей,
выступлений отдельных лиц с неоспоримыми и иллюзорными
утверждениями о излечение онкологических заболеваний,
эндартерииты, удушья, заболеваний почек, печени, позвоночника
др.Хочется сразу предостеречь дилетантов, псевдо-ученых и приспособленцев до новейших мод (ведь сейчас народная медицина становится модной), что народная медицина — как
и высокой пробы поэзия, как симфоническая музыка Моцарта,
Бетховена, Прокофьева, Шостаковича — такой сложный краеугольный камень, что его нельзя воспринять сразу, без
подготовки ни выпускником медицинского вуза, ни подчеркнуто
эрудированным профессором-медиком. Она требует огромного
эрудиции, знание души народа, его обычаев, веры, надежды,
любви, общей единственно неповторимой культуры и мудрости.
Народная медицина — это море, бурный океан информации с самыми разнообразными потоками, которые несут мировоззренческие,
художественные, прагматические, прикладные, суггестивные
понятие. Информация (отметим отдельно) требует сосредоточенного
внимания, выделения основного, краеугольного камня, на котором
начинались и базировались прочные устои народной медицины. Какие же эти устои? Прежде всего гетерогенностью,
неоднородность по огромным составом частей характеризуют классическую украинскую народную медицину. Неоднородность мировоззренческих (теоретических) и прагматических критериев. Назовем их разнообразными лечебными средствами. А это весьма существенное, фундаментальное значение. Потому применение каких-то подобных, однородных методов, методик, средств никогда не давали надежного эффекта в завершении лечебного процесса. Феномен украинской народной медицины — в его высокой научности, а отсюда целесообразности, мудрости и компетентности.
К источникам национального выздоровления годится приближаетсяся и идти по ступенькам эпох (если мы считаем себя цивилизованной нацией!), напрягая огромные интеллектуальные и духовные силы. Внимательно и рационально собирая как отдельные упоминания, темы, слова, обломки … гаммы и октавы медицинского фольклора. Реконструировать многоголосые сокровища, заключать сложную симфонию критериев народного здоровья. Чтобы этого достичь, годится постичь соответствующие разделы археологии, истории, этноса, общего народоведения, музыкознания, антропологии, права, истории и достижений древней и новейшей медицинской науки.